Тарас Бульба анализ произведения

Николай Васильевич Гоголь.

Тарас Бульба.

«Тарас Бульба» — повесть Гоголя, вошедшая в его сборник «Миргород».

«Тарас Бульба» — повесть Гоголя, вошедшая в его сборник «Миргород».

Жанр произведения повесть. Написана в направлении реализма. 

Что необходимо знать при изучении и анализе это произведения? 

  1. Эпоха и герои. 
  2. Характеристика героя литературного произведения. 
  3. Товарищество и братство. 
  4. Художественные особенности повести. 

Николай Васильевич Гоголь является одной из ключевых фигур в литературном процессе первой половины 19 века. Его неповторимая писательская индивидуальность не оставляет равнодушным никого. С краем в котором родился Гоголь, было связано множество поверий, исторических преданий, которые будоражили воображение. Гоголь и его творчество и судьба, его вера и идеалы — это отнюдь не экспонаты в историческом музее русской литературы. Творчество Гоголя, воодушевляющее жаждой познания России и русского человека живое явления современности. Оно и сейчас вызывает столкновение мнений, споры, имеющие общественное и нравственное значение. Загадку личности Гоголя, каждой прикасающиеся к нему, заколдованному месту русской литературы может постигнуть только оставшись наедине с писателем, не просто прочитал, но и пережив его книгу.

Гоголь писал об эпохе и времени, которое отделяло его веками. Почему писатель обратился к столь давним временам, действительно ли происходили эти события, которые были описаны Гоголем и кто такие эти Запорожские казаки? Обратимся сначала к древней истории нашей страны. Это очень важно при изучении повести Тарас Бульба. Монгольское нашествие в середине 13 века привело к окончательному распаду Киевской Руси. Земли на Востоке это будущая Великороссия оказались под игом Ордынских ханов. Позднее вокруг Москвы возникло новое русское государство. Земли на Западе оказались под властью Литовских князей, а частично вошли в состав Польского Королевства. В 1569 году Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую, при этом южные земли Литовского княжества перешли в состав Польши, это была будущая Украина. Древнерусские земли, оставшейся в составе Литовского Княжества, это теперешняя Белоруссия. Данный исторический факт необходимо хотя бы вкратце знать для понимания о повествование этого произведения, потому что упоминаются Запорожская Сечь, Польские города и те события, которые происходили. Поляки и литовцы по вероисповеданию были католиками и официальной религией в Польско — Литовском государстве был католицизм — это принципиальное отличие от православных и в описании той литературы, котором мы привыкли, и для понимания характеристики героев и их поступков — это немаловажный фактор. Большая часть населения Белоруссии и Украины оставались православной, кроме того со временем монгольских дворян по польски называли шляхтичами, что упоминается в повести Гоголя, и это слово прижилось на Украине и в Белоруссии. Они со временем обзавелись на Украине земельными владениями, и множество Украинских крестьян превратилась в крепостных. Многие украинские по-русски шляхтичи принимали католичество и воспринимали польский язык и культуру. 

К концу 16 века в городе Бреслитовск была заключена уния, то есть объединение православной и католической церкви, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было признать верховную власть римского папы. Однако значительная часть Украинского населения пойти на это не захотела. Начались преследования тех, кто отказался принять унию, и войти соответственно в эту культуру и в эту веру. Таким образом, к концу 16 века масса Украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага. На Украине одно за другим стали вспыхивать восстания, главная причина в них были Украинские казаки, которой собственно, говоря, являются главными героями повести Гоголя. 

Казаками в то время называли вольных людей, которые жили в степи, они не подчинялись государству и законам этого государства. Нередко казаки становились беглыми крепостными, одни казаки жили по южной границе московского государства, другие селились на южных границах тогдашней Польши на реке Днепр.

Центром Днепровского казачества была Запорожской Сечь, и именно она в повести Тарас Бульба описана со всем колоритом, укладом, культурой, нравами, обычаями и их воинственностью, собственно говоря, то, что мы увидели, прочитав это произведение. Называлась Запорожская Сечь так потому, что располагалась на труднопроходимом днепровским порогом и была окружена засеками, укреплениями которой были повалены деревьями. Здесь сложилась своеобразная казацкая республика. Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов. Они не признавали распоряжения Польского короля, самостоятельно совершали походы против турков. Возвращая на родину захваченными крымчанами пленных и приводя богатую добычу. Женщин в Сечь казаки не пускали. Это тоже немаловажный аспектов культуры и обычаев Запорожской Сечи. 

Отношения Польского правительства к казакам было двойственным. В случае войны оно было не прочь использовать прекрасную казацкую пехоту, потому что казаки были сильны, здоровы, крепки, но в период мира опасалось самостоятельных действий казаков, которые могли спровоцировать ненужную войну с турками и вообще смотрело польское государство на казаков как на опасных смутьянов в любое время готовых отобразить оружие против Речи Посполитой, и этот факт Гоголь отчетливо, красной линией по всей повести, изображая характер этих запорожских казаков и описывает. Это краткий исторический комментарий который необходим для понимания характеров героев.

Гоголь намеренно отнес действия, которые происходят в повести к 15 столетию, но происходить подобные события должны были, как и в конце 16, так в первой половине 17 веков. Именно тогда войны против Польского государства стали привычным занятиям для Запорожских казаков, к которым присоединилось множество христиан, также желавшие пожить вольной казацкой жизнью, и считали себя защитниками христианской веры и православной церкви, что, конечно, не мешало им во время войны с поляками заниматься различными самостоятельными действиями. И тот факт характера и действия героев, направленный против польского завоевания Гоголь и отображает, и в самой повести, и в композиции, и характере самого главного героя Тараса Бульбы. 

Гоголевские казаки называли себя русскими, они сражаются за Русь, и неоднократно Гоголь подчеркивает это в своем произведении. Это не фантазии автора, потому что в то время украинцы чаще называли себя русскими. Повесть была написана в 1835 году, это был особый, и довольно сложно — период в польско-русских отношениях. К тому времени положение дел коренным образом изменилась в результате казацких восстаний в середине 18 века и раздела Польши в конце 18 столетия Белорусский и большая часть Украинских земель вошла в состав Русского государства, а позднее там же оказались и значительная часть Польских земель. Гоголь показывал, что польское господство на Западнорусских землях основывалась не только на грубой силе, но и на притягательности польской, то есть, соответственно, западной культуры для многих представителей тогдашнего западно — русского общества. И пример того является сын Тараса Бульбы Андрий в характеристики которого раскрывается вся суть этих межнациональных отношений.

Товарищества и братства. 

Исходя из вышесказанного стоит отметить, что Гоголь переходит плавно к общему описанию как жила Запорожская Сечь, в чем смысл единения этих людей и потом плавно переходит уже к героям. Вот такова особенность композиции произведения. Эпоха описана Гоголем в повести выдвигала соответствующих героев. Они сильные, мужественные, самоотверженные. Они воины. Они не боялись смерти. Они не боялись бороться за то, во что они верили. Они привыкли к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям и битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, которая основана на вере и патриотизме. На товариществе и братстве держится мир Запорожской Сечи — это их кодекс чести. Это то, за что Гоголь любит своих героев. В общественном устройстве Запорожской Сечи нет сословной вражды и зависимости людей друг от друга, нет имущественных оков, у них все общее, они делят все поровну, добычу делят поровну. Эта военная организация вольного народа противопоставлена Гоголем миру вражды и рабства. Гоголь пишет: «Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников.»

Описывая политическое устройство Сечи — Гоголь подчеркивает демократизм казачьего общества. Он пишет: «Гетманы, избранные из среды самих же казаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи.» Не угодный или провинившейся в чем — то перед народом, начальник сразу же переизбирался. Здесь важна сцена, когда избирали нового кошевого. Кошевой беспрекословно явился на собрание и после смещения поклонился очень низко и скрылся в толпе. В 4 главе он говорит: «Я слуга вашей воли. Уж умнее того нельзя выдумать, что глас народа — глас божий. Народ избирает правителей, защищающих интересы.» Таков Тарас. Эта характеристика главного героя Тараса Бульбы, который, будучи полковником, защищает права народа и таковым был выбран командиром Остап, сын Тараса. Воинская служба в сечи — это не принуждения, а добровольное служение своему отечеству. Сечь сурово карает за нарушение её законов, законов свободного народа. Гоголь описывает жестокие наказания за кражу, за то, что не выполнили долг, за убийство, это все было наказуемо. В Запорожской Сечи самое главное, что появляется в обществе равных — чувство товарищества, первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищества. «Сколько ни живу я на веку, не слышал я, паны-братья, по миру дружбу ища, чтобы козак (так пишет Гоголь) покинул где или продал как-нибудь своего товарища.» Говорит один из героев. 

Гоголь не идеализирует казаков. Сечь населяют самые разные люди — это бывшие преступники, образованные и необразованные, богатые, бедные, желающие самоутвердиться, которые любят воевать. Но всех их объединяет товарищество и православная вера. Вера требует поста и воздержания, но казаки не хотят и слышать о таком. Безудержность натуры запорожцев отвергает любые ограничения. По той же причине все имущество казаков хранится у куренных атаманов. Жизнь Сечи состоит из крайних проявлений человеческого характера. Недаром её описание начинается с картины бродяжничества, а заканчивается перечислением убитых казаков. Золотой середины, казаки, не знаю. Мирное существование для Сечи это редкость. Обычно состояние Запорожье, это беспрерывные битвы. Казаки моментально переходят от бешеного разгула веселости, готовности биться не на жизнь, а насмерть. Гоголь подчеркивает суровость казаков, их мужество, широту натуры, ее размах. В сцене танца запорожцы высказывают свой самый вольный, самый бешеный нрав. Как же ведут себя казаки в походе, они очень жестоки. Это войско мстителей. В 5 главе, можно это прочитать описание. Казаки отвергают тактику осады. Кошевой, говорит, брать крепость, карабкаться и подкапываться, как делают чужеземцы, немецкие мастера, и неприлично, и, да и не казацкой это дело. Казаки, прямолинейны и мне по душе какие — либо тонкости.

Тарас Бульба как вы помните, является атаманом и при любом выходе на сражение перед битвой решающей или нет, это не важно. Для казаков каждая битва была значима, имела какой — то смысл, и Тарас Бульба обращался с речью ко всем. Он хотел избавить товарищей, от уныния, чтобы они достойно встретили мученическую смерть, недаром именно в смерти, по словам Тараса, сказывается величие русской души. Тарас Бульба говорит: «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, – так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»

Речь Тараса производит на запорожцев сильнейшее впечатление. В них заговорила все лучшее, что бывает на сердце у человека. Героизмом в бою с поляками, самоотверженностью, готовностью прийти на помощь товарищу, запорожцы подтвердили слова, которые произнес Тарас о товариществе. 

Для анализа характеристики героя литературного произведения о повести Тарас Бульба важны, разумеется, сам Тарас, его сын Остап и его сын Андрий. Две противоположности, две разные судьбы и соответственно, две разные жизненные позиции. Считать ли Остапа героем, считать ли Андрия предателем? 

Характеристика героя литературного произведения стоит основывать на нескольких пунктах:

  1. Это место героев среди других персонажей, то есть главный герой и второстепенный
  2. Портрет — это внешний облик. Как он дан автором и как он воспринимается среди других персонажей
  3. Описание предметов быта, жилище, одежда, условия жизни как средство самовыражения героя. Здесь все в повести тоже очень красочно и подробно. Данный пункт характеризует героев. Как жил Тарас. Как встречает Тарас своих сыновей с учебы. Как мать встречает. Описание их жилища.
  4. Семья. Полученное воспитание. Истории жизни. Здесь тоже преамбулой в начале повести описывается жизнь и учеба в Киеве Андрия, как воспитывался Остап и противопоставления этих двух героев
  5. Род занятий. Чем занимался Остап, к примеру, он с Тарасом с отцом воевал, он вырос на законах и постулатах Запорожской сечи, а Андрий жил в Киеве, таким же светским человеком он стал и возвращаться, он сечь особо то и не желал.
  6. Черты характера и эволюция личности в процессе развития сюжета.
  7. Анализ имени.
  8. Прямая авторская характеристика, как относятся к герою других персонажей.
  9. Личное отношение читателя к персонажу как к типу личности в жизни не отношениям, не нравится или мне не нравится он мне симпатичен или нет, а именно тип личности — это объективная характеристика должна быть.

 Давайте попробуем разобраться в характеристиках Остапа и Андрия и сопоставить этих двух героев. Остап был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки, а в Андрии подчеркиваются впечатлительность натуры, восприимчивость к красоте, развиты чувства, именно поэтому не Остап, а Андрий влюбился. Эти свойства его натуры предопределили судьбу Андрий после встречи с прекрасной полячкой. В результате путь Остапа — это путь верного воина и товарища, а путь Андрия — это судьба отказавшегося от товарищества и от родины ради любви.

Продолжение этого документа вы можете найти в нашем телеграмм боте!
Перейти к боту!

Если у вас остались вопросы...

*Для записи на бесплатный урок, напишите "Бесплатный урок" в поле "Сообщение"

    Пожалуйста, докажите, что вы человек, выбрав дерево.

    Авторизация
    *
    *
    Регистрация
    *
    *
    *
    Генерация пароля